Пятница, 29.03.2024, 16:11
Приветствую Вас Гость

Торгово - промышленный портал

 "Промтехснаб"

Главная » 2013 » Апрель » 29 » Что должен учесть предприниматель при регистрации торговой марки
19:29
Что должен учесть предприниматель при регистрации торговой марки

Как лучше всего зарегистрировать торговую марку? Этим вопросом задаются многие предприниматели. Последним стоит правильно подойти к подбору классов товаров и услуг для последующей регистрации торговой марки, ведь от этого зависит объем прав в дальнейшем. Также следует подумать и о «репутации» торговой марки, ее максимальной защите в будущем во избежание «нежелательного соседства».
Правильный поиск
Первое, с чем сталкивается предприниматель, желающий зарегистрировать торговую марку, — это выбор классов товаров и услуг. Для регистрации последней используется Международный классификатор товаров и услуг, состоящий из перечня сгруппированных между собой по определенным отраслям и разбитых на 45 классов всевозможных товаров и услуг (с 1-го по 34-й класс размещены товары, а с 35-го по 45-й — услуги).
Согласно закону «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» объем правовой охраны определяется изображением знака и перечнем товаров и услуг, внесенных в реестр. Это означает, что торговая марка охраняется только для тех товаров или услуг, в отношении которых она была зарегистрирована. Следовательно, и использовать, и выдавать лицензии, и защищать свою торговую марку можно только в отношении этих самых товаров и услуг. Что необходимо учесть при выборе классов товаров и услуг для регистрации торговой марки, чтобы защитить себя?
Самой распространенной причиной для отказа в регистрации является наличие тождественных или схожих до степени смешения торговых марок, зарегистрированных или заявленных на регистрацию на имя другого лица, причем не только для таких же, но и для родственных с ними товаров и услуг.
Для того чтобы не попасть в разряд «счастливчиков», которым отказали в регистрации торговой марки на таком основании, проводится предварительный поиск тождественности и сходства с за­регистрированными и/или заявленными на регистрацию торговыми марками. Может показаться, что это дополнительная трата денег и времени. На самом деле, наоборот, поиск помогает сэкономить и время, и деньги, так как отказ в регистрации на основании наличия тождественных или схожих до степени смешения торговых марок заявитель получает на последнем этапе, и потраченные деньги (а также время) уже никто не вернет.
Проведение предварительного поиска позволяет предпринимателю до подачи заявки прояснить ситуацию с наличием тождественных и схожих торговых марок. После его осуществления можно или спать спокойно, зная, что торговую марку зарегистрируют, или же предпринять действия, направленные на снижение риска получить отказ. Поиск, как и регистрация, проводится по определенным классам МКТУ. При этом необходимо учитывать, что его следует осуществлять также и по однородным классам, чтобы впоследствии неожиданно не получить отказ в регистрации на основании наличия тождественной или схожей торговой марки, поданной или зарегистрированной для однородных товаров и услуг.
Определяем однородность
Определить однородность можно, учитывая следующие признаки:
• род (вид) товаров;
• их назначение;
• вид материала, из которого они изготовлены;
• условия сбыта товаров;
• круг потребителей и др.
С целью регистрации торговых марок перечень товаров и услуг упорядочен по классам МКТУ, названия которых указывают на общие наименования отраслей, к которым относятся товары и услуги. При этом каждый класс МКТУ состоит из множества разнородных групп товаров и услуг.
Не стоит думать, что если товары и/или услуги находятся в одном классе МКТУ, то они априори являются одно­родными. В тоже время товары и/или услуги, фигурирующие в разных классах МКТУ, вполне могут быть однородными.
При установлении однородности главным образом принимается во внимание возникновение у потребителя представления о принадлежности этих товаров/услуг одному лицу, которое их изготавливает или предоставляет. Нельзя зарегистрировать две одинаковые торговые марки для одинаковых или родственных товаров/услуг, но можно зарегистрировать две аналогичные торговые марки для разных товаров/услуг, так как у потребителя не могут возникнуть ассоциации, что, например, Андре Тан занимается дизайном одежды, а также держит сеть бензозаправок.
Условно можно выделить три вида однородности:
• товаров и товаров;
• товаров и услуг;
• услуг и услуг.
Есть товары, которые хоть и относятся к разным классам МКТУ, но являются однородными, так как они имеют одинаковую цель применения. Например: «паста томатная» (29-й класс МКТУ) и «соус томатный» (30-й класс МКТУ); «пиво» (32-й класс МКТУ) и «напитки алкогольные» (33-й класс МКТУ). Данные однородные товары в связи с взаимозаменяемостью и общей целью применения, могут ввести потребителя в заблуждение относительно производителя.
Для определения однородности товаров необходимо учитывать и область применения товаров. Например: «косметические влажные салфетки» (3-й класс МКТУ) и «гигиенические салфетки» (5-й класс МКТУ).
Очень важно при подборе классов товаров учитывать возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. Так, для продуктов питания (29, 30, 32-й классы МКТУ) очень часто выступают однородными продукты медицинского назначения (5-й класс МКТУ). Например: «воды минеральные (напитки)» (32-й класс МКТУ) и «воды минеральные для медицинских целей» (5 класс МКТУ); «хлеб» (30-й класс МКТУ) и «хлеб диабетический» (5-й класс МКТУ); «продукты молочные» (29-й класс МКТУ), «каши молочные» (30-й класс МКТУ) и «продукты детского питания» (5-й класс МКТУ).
Есть товары, вследствие совместного потребления которых потребитель может быть введен в заблуждение относительно их производителя, и таким образом они становятся однородными. Например, «пиво» (32-й класс МКТУ) и различные закуски к пиву: «орешки» (29-й класс МКТУ), «сухарики» (30-й класс МКТУ) и т.п.
А что думает суд?
Соломенский районный суд г.Киева, рассматривая вопрос об однородности товаров в споре между торговыми марками «Балтика» (для пива и безалкогольных напитков) и «Балтика» (для ряда пищевых продуктов: «арахис обработанный, орехи обработанные» (29-й класс МКТУ), «миндаль топленый (жареный)» (30-й класс МКТУ) и т.п.), признал эти товары однородными. Суд пришел к выводу, что традиционное применение в качестве пивных закусок некоторых товаров 29-го и 30-го классов МКТУ, условия их сбыта (совместная продажа пива и пивных закусок), общий для них круг потребителей свидетельствуют об однородности сравниваемых товаров даже исходя из опыта обычного (рядового) потребителя. Заключение об однородности данных товаров дали и эксперты. Вследствие судебных разбирательств свидетельство о регистрации торговой марки «Балтика» (для ряда пищевых продуктов) было аннулировано. Данное решение было оставлено без изменений и апелляционной, и кассационной инстанциями.
Хотя все указанные товары и относятся к разным классам МКТУ, потребитель может их перепутать, поэтому они признаются однородными, что учитывается при регистрации и последующей охране торговой марки.
Два класса — лучше
Помимо товаров, однородными могут быть также товары и услуги. Тут нужно начать с посредничества в продаже товаров, ведь 35-й класс МКТУ является однородным по отношению ко всем товарам. И если есть зарегистрированная торговая марка под производство товаров, то под посредничество в продаже товаров этого класса вам откажут. Бытует мнение, что практически каждый товар имеет однородную услугу, которая является сопутствующей товару. Например, «косметика» (3-й класс МКТУ) и «салоны красоты» (44-й класс МКТУ); «очки (оптика)» (9-й класс МКТУ) и «услуги оптиков» (все тот же 44-й класс МКТУ); «издания печатные» (16-й класс МКТУ) и «полиграфия» (40-й класс МКТУ) или же «издание книг» (41-й класс МКТУ).
В том случае, если заявленное обозначение и обнаруженная в результате поиска торговая марка тождественны или схожи до степени смешения, то однородными могут быть признаны товары и связанные с этими товарами услуги. Например, однородными в этом случае могут быть признаны товары «автомобили» (12-й класс МКТУ) и услуги «ремонт и техническое обслуживание автомобилей» (37-й класс МКТУ). Поэтому для защиты собственных прав с помощью торговой марки лучше выбирать для регистрации два класса.
Однородными чаще всего признаются те услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и/или функционально взаимозаменяемыми. Например, «печатание, восстановление, ретуширование фотографий» (40-й класс МКТУ) и непосредственные услуги самих фотографов (41-й класс МКТУ); «ремонт и обновление одежды» (37-й класс МКТУ) и непосредственные услуги по пошиву одежды (40-й класс МКТУ) и т.д.
«Нежелательное соседство»
При выборе классов МКТУ для регистрации торговой марки стоит обратить внимание и на так называемое нежелательное соседство. Например, у вас юридическая фирма (45-й класс МКТУ), а кто-то зарегистрировал такую же торговую марку под производство туалетной бумаги (21-й класс МКТУ). Вроде однородностью в данном случае и, как говорится, не пахнет, но вот приятно ли вам наличие такого «соседа»?
Для правильного подбора классов МКТУ имеет значение каждая мелочь, любая деталь. Необходимо четко понимать цели такой регистрации: будь то защита прав или же получение домена в зоне «UA». Также нужно подумать и о «репутации» будущей торговой марки. И конечно, для получения максимальной защиты в будущем важно помнить об однородности товаров и услуг сегодня.
ЮЛИЯ МАЦЮК, юрисконсульт Патентно-юридического агентства «Синергия»
Источник: Закон и Бизнес
Просмотров: 488 | Добавил: Сентябрь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Погода
Курс валют
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Цены на топливо
Статистика

Архив записей
Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024 |