Александр Друшляк «Частный предприниматель» № 1, 2013 г. В магазин пришли инспекторы из отдела рекламы городского управления архитектуры и потребовали разрешение на рекламные наклейки на окнах магазина. Должен ли предприниматель иметь разрешение на это? Какие санкции предусмотрены при его отсутствии? Правовые и организационные основы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и порядок деятельности разрешительных органов в Украине устанавливает специальный Закон Украины от 06.09.2005 г. № 2806-IV "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности” (далее – Закон № 2806). Статьей 4 Закона № 2806 определено, что исключительно законы устанавливают отношения, связанные с получением разрешительной документации. Рекламную деятельность в стране регулирует Закон Украины от 03.07.96 г. № 270/96-ВР "О рекламе” (далее – Закон № 270). Согласно ст. 1 Закона № 270 наружной считается реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог. Зданием является наземная система строительных конструкций, образующих внутреннее пространство, предназначенное для различных процессов с непосредственным участием человека (жилой дом, торговый корпус и т. п.). Таким образом, размещение рекламных наклеек путем нанесения их на окна магазина с внешней стороны здания в трактовке Закона № 270 однозначно считается внешней рекламой. Конечно, при условии, что информация на подобных наклейках будет являться именно рекламой в соответствии со ст. 1 Закона № 270. Размещение наружной рекламы в населенных пунктах проводится на основании разрешения, выдаваемого исполнительным органом местных советов (ст. 16 Закона № 270). Порядок выдачи подобных разрешений устанавливают Типовые правила размещения внешней рекламы, утвержденные постановлением КМУ от 29.12.2003 г. № 2067 (далее – Правила № 2067). Взимание платы за выдачу данных разрешений не предусмотрено. Кроме того, размещение наружной рекламы необходимо согласовать с собственником (арендодателем) здания. Вывески или таблички с информацией о наименовании лица, знаках (торговых марках) для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, виде деятельности и др., размещенные как на внешней поверхности здания, так и на внутренних поверхностях помещения*, рекламой не считаются и разрешения на размещение не требуют (п. 6 ст. 9 Закона № 270). Возможна также ситуация, когда рекламные наклейки размещаются на внутренней стороне окон, а рекламная информация на них расположена таким образом, что потребитель рекламы может увидеть ее снаружи либо внутри магазина. Если информация, размещенная на наклейке, доступна только изнутри помещения магазина, то такая реклама в трактовке ст. 1 Закона № 270 однозначно будет считаться внутренней. На основании ст. 17 Закона № 270 размещение внутренней рекламы согласуется только с собственником (арендодателем) помещения. (Положение о возможности размещения внутренней рекламы в любом месте помещения целесообразно включить в текст договора аренды.) При размещении же рекламной информации, обращенной наружу, на внутренней поверхности окон, возникает определенная "рекламная коллизия”. С одной стороны, данная реклама размещается внутри помещения. А в п. 2 Правил № 2067, регулирующем размещение внешней рекламы, под местом расположения внешнего рекламного средства понимается площадь внешней поверхности здания, сооружения и т. п. С другой стороны, размещенная на наклейках рекламная информация будет доступна не только посетителям магазина, но и потребителям рекламы, находящимся за его пределами. Согласно Закону № 270 определяющим (и единственным) признаком для отнесения рекламы к внешней или внутренней является место размещения рекламной информации – внутри здания либо снаружи, а не ее направленность. Поэтому считаем, что размещенные на внутренней поверхности окон рекламные наклейки внешней рекламой считаться не могут и разрешение на их размещение от местных советов получать нет необходимости. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе устанавливает ст. 27 Закона № 270. Контролирующим органом в данной сфере является Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей. Кроме того, контроль за соблюдением законодательства о рекламе на основании ст. 26 Закона № 270 (в зоне своей ответственности) осуществляют также органы Антимонопольного комитета Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Министерства регионального развития и строительства Украины, Министерства финансов Украины, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Представители органов государственной власти, не входящие в вышеуказанный перечень, не имеют права контролировать соблюдение хозяйствующим субъектом законодательства о рекламе. Однако они имеют право сообщить в контролирующий орган о нарушении субъектом хозяйствования рекламного законодательства, что может послужить причиной внеплановой проверки конкретного нарушения. В случае расположения рекламных наклеек снаружи окон предприниматель будет считаться распространителем рекламы и за нарушение установленного порядка ее размещения (без соответствующего разрешения уполномоченного органа) понесет финансовую ответственность в виде штрафа в размере пятикратной стоимости распространения рекламы. За повторное нарушение в течение года штраф налагается в двойном размере. При невозможности установления стоимости размещенной рекламы штраф может составить 5 100 грн. Решение контролирующего органа о наложении штрафа может быть обжаловано в административном либо судебном порядке. Административная ответственность за данное нарушение законодательством не предусмотрена. Информация на сайт подготовлена 14.01.2013 г. Источник: http://www.chp.com.ua/