Главная » 2012»Декабрь»6 » Единый социальный взнос в Украине: инвестиции в будущее?
19:52
Единый социальный взнос в Украине: инвестиции в будущее?
Первые 20 лет независимости пенсионный фонд был расходной статьей бюджета, что создавало определенное напряжение и бюджетному комитету и собственно пенсионному фонду. В связи с хроническим дефицитом бюджета, в официальных СМИ не редко обсуждались вопросы недостатка средств на пенсионные выплаты, хотя фактически пенсионный фонд убыточным быть не мог. Реформы же, проведенные в 2011 году, сформировали потенциал для создания на базе пенсионного фонда сверхприбыльного предприятия, независимого от бюджета. По новому закону о едином социальном взносе ПФУ получил два доходных направления: Единый социальный взнос, уплата которого фактически гарантируется абсолютным большинством граждан за счет строжайшей системы контроля. В полной мере система должна заработать в 2014 году с введением специальных электронных карт, наличие которых станет обязательным для всех; Колоссальные штрафные санкции за неуплату и сроки уплаты единого социального взноса, выплату которых стимулирует потенциальная административная, а так же уголовная ответственность, максимальный предел которой — 10 лет лишения свободы с полной конфискацией имущества. Строгость системы контроля за выплатой взносов в ПФУ обеспечивается еще и за счет того что: Решения пенсионного фонда во внесудебном порядке являются исполнительным документом обязательным для выполнения, как и решения налоговой службы. Обжалование приостанавливает обязанность выполнение решений и начисление штрафных санкций, и осуществляется в порядке, подобному обжалованию решений налоговых органов; Законом обязали банки осуществлять строгий контроль за наличием статуса плательщика единого социального взноса клиентами банка при открытии счетов и уплатой ими этих взносов при перечислении и снятии денежных средств для выплаты заработных плат. Мотивацией банков для обеспечения контроля является ответственность в размере стопроцентных штрафных санкций за неоплаченные клиентами взносы при проведении транзакций. Стоит так же отметить, что размеры штрафных санкций пенсионного фонда в сравнении с налоговой и любыми другими далеко ушли вперед, что естественным образом является стимулятором к правильности начисления и своевременной оплате единого социального взноса. Отдельной строкой стоит рассмотреть ситуацию с уплатой социальных взносов физическими лицами — предпринимателями на едином налоге: В соответствие с нововведениями оплата единого социального взноса теперь является дополнительным обязательным платежом, помимо единого налога. Согласно закону неработающие члены семьи предпринимателей, возрастом от 15 лет, способствуют развитию бизнеса и участвуют в расходовании получаемой прибыли, поэтому становятся плательщиками единого социального взноса, выплата которого ложится на плечи предпринимателя. Фактически наличие семьи теперь существенно увеличивает постоянные издержки малого бизнеса. Так же теперь работодателю не имеет смысла декларировать белую зарплату работника меньше официально установленного минимума, так как ставка единого социального взноса не может исчисляться от суммы, меньшей чем этот показатель. Что же получает в итоге плательщик единого социального взноса? Пакет социального обеспечения гражданам Украины гарантирован при наступлении предусмотренных законом страховых случаев (в том числе временная потеря работоспособности, безработица, инвалидность и продленный пенсионный возраст). При этом размеры социальных выплат обычным гражданам существенно не изменяются, не смотря на то, что они и так далеки от обеспечения пенсионеров европейским уровнем жизни, к которому мы стремимся. Открытыми так же остаются вопросы касательно методики использования инвестиционного потенциала накапливаемой за весь период пенсионных выплат суммы, а так же порядка ее наследования. Средняя доходность банковского депозита в украинской гривне составляет не менее 1% в месяц. Выходит, что если заменить пенсионный фонд обычным депозитом любого украинского банка, то человек, получавший минимальную заработную плату в течении 40 лет, при наступлении пенсионного возраста может ежемесячно снимать проценты с накопившегося депозита на сумму не менее 3000 грн, оставаясь полноправным собственником накопленной суммы. Но если учесть во внимание факт, что депозит с правом снятия после 40 лет потенциально может приносить доходность не менее чем в 5 раз большую, чем среднесрочный вклад, то получившуюся сумму можно смело в разы умножить. Таким образом, при рациональном использовании полного объема социальных платежей, уже исходя из реалий сегодняшнего уровня развития украинской экономики — всех пенсионеров можно было бы обеспечить европейским уровнем жизни, а процедура наследования накопленных на пенсионных счетах сумм могла бы создать мощный источник внутренних инвестиций. Т. Александрова Источник: rada-advokativ.com.ua